Императорский дворец - Запретный город

    Императорский дворец - Запретный город


    Императорский дворец в Пекине (в разных путеводителях называют по-разному: Запретный город, Гугун, Пурпурный дворец, Дворец прежних правителей)

    ***Внимание: ВСЕ названия  в различных путеводителях - особенно, если они переведены с иностранных, а не используют китайский оригинал -  могут отличаться. Да и в «прямом» переводе  они сильно  зависят от того, какое значение иероглифа выбрал переводчик. «Устоявшихся» значений мало. Но на нашем сайте мы стараемся давать  несколько наиболее используемых названий.

    Вас ждет музей "под открытым небом" древней китайской АРХИТЕКТУРЫ, поэтому, беря билеты в Пекин, вы обязательно должны отметить это место в своем путеводителе. 

        Дворец начал строиться в 1406 году,  и с 1421г. – резиденция 24 императоров (до 1911 года). Закон запрещал строить здания выше Императорского дворца – Гугун. Запрет не распространялся  только на  буддистские пагоды .Не раз Дворец горел, но каждый раз любовно восстанавливался "близко к тексту".
    С 1925 – музей.

    Почему Императорский дворец назывался Запретным (Закрытым) городом.

      До 1925г. Вход в Гугун в Пекине простым смертным был запрещен. А ранее, при императоре вообще карался смертной казнью. 

    Это был  «Зимний» дворец -  можно сказать «офис» императоров, место официальных приемов и  непродолжительного  жительства (до 2-3 месяцев короткой зимы, а затем, переезд на «дачу» -  в Летний Императорский дворец в Пекине)

    Самый простой способ попасть в Императорский дворец - через 

    Врата Небесного спокойствия - на главной площади Пекина Тяньаньмень (с портретом Мао), так как найти их труда не представляет.



    Вообще-то  дворец Императора в Пекине можно посещать, проходя  через четверо ворот: Главный вход - на юге- Ворота - Умэнь. Находятся (после ворот Небесного спокойствия. Выход из дворца строго на севере – называется Ворота военной доблести, с востока и запада – соответственно - Восточные и Западные Цветочные ворота.

    Время посещения: С 8.30 до 17.00 (зимой до 16.30) Вход платный.


    Все основные строения Запретного города в Пекине выстроились  друг за другом в таком порядке:

    Главный вход в Императорский дворец,
    Канал «Золотая вода»,
    Ворота высшей гармонии,
    Зал высшей гармонии – главное здание
    Зал Срединной или полной гармонии
    Зал сохранения гармонии
    Ворота Небесной чистоты
    Дворец Небесной чистоты
    Зал Объединения и Мира
    Ворота Земного спокойствия,
    Императорский сад,
    Ворота Военной доблести – Выход из Императорского дворца

    Советы от Аннири:
    *Если хотите избежать толп туристов – начните осмотр Запретного города  с северных ворот – выхода из Императорского дворца, а не с южных – главного входа. Вы сразу попадете в чудесный Императорский садик, который потом, когда заполниться шумной толпой, во многом потеряет свое очарование. Затем вы перейдете к жилым покоям,  и лишь в самом конце – то, с чего обычно все начинают осмотр – официальные здания и большие площади.

    *У входа в Запретный город можно взять на прокат аудиогид на русском. Устроен так хитро, что будет говорить только о том,  - что вы видите рядом. Хотя аудиогид даст самые общие факты - названия павильонов Императорского дворца,  их длина, ширина, высота, назначение и т.п., но для тех, кто плохо  владеет английским (или китайским –  будет очень хорошим решением. Гиды говорят в основном на английском, есть таблички у павильонов, но тоже на английском.

    Интересный факт.
       Император хотел, чтобы в его дворце было 10 000 комнат. Но увидел сон: явился ему сам  разгневанный его дерзостью Нефритовый император (верховное даосское божество)  и строго настрого запретил делать количество комнат равное тому, что в его Небесном дворце. Испугался император, но уж очень не хотелось делать комнат меньше. Ведь 10 000 – священное  число и само говорило бы о его величии.  Строители нашли выход: пусть число комнат будет 9999,5. Знаменитая половинка находится в Императорской библиотеке: расстояние между колоннами ( так считались комнаты) не 3, как положено, а 1.5 метра. Император остался доволен.  Ох, не здобровать  строителям, если бы точно посчитал….На самом деле комнат всего – 8728  Строители, наверно, испугались возможной кары Нефритового императора еще сильнее  и на всякий случай сделали комнат намного меньше.

    Основные достопримечательности Запретного города в Китае подробно.

    Главный вход в Запретный город – Ворота Умэнь

    Эти  ворота  в разных путеводителях называют: Срединные  ворота, Ворота меридиана, Полуденные, Башня Пяти Фениксов. Они имеют пять проходов. Только император имел право проходить через центральный проход,  даже императрице дозволялось сделать это только один раз в жизни – в день свадьбы. Так что проходя по центральному проходу, преисполнитесь важности и помечтайте Чиновники проходили по левым проходам, члены императорской семьи –по правым.
    Интересный факт
    Если ВХОДИТЬ через центральный вход ворот Умэнь мог только император, то ВЫХОДИТЬ представлялось  почетное право самым лучшим из тех, кто сдавал  экзамены на государственную должность. И это право было даровано  пожизненно. Как знак уважения и восхищения. Что это были за экзамены? Дело в том, что при императорах Китая  занять  государственную должность можно было только  после серьезных испытаний,  проводимых во дворце.


    От Главного входа - ворот Умэнь (Срединных)   до следующих Ворот Высшей гармонии располагается площадь, прорезанная нешироким каналом «Золотая вода» Через канал перекинуто пять мраморных мостиков, символизирующих конфуцианские добродетели: доброжелательность, справедливость, соблюдение традиций, мудрость, честность.

    По всей территории Запретного города видны возле павильонов огромные медные чаны с ручками – кольцами вделанными в пасти драконов.




    В них хранилась вода на случай пожара. А эти случаи были  частым явлением  в Императорском дворце. Только вот всегда ли они были такими уж случайными? ))) Может к стихийному бедствию (удар молнии) или простой халатности прибавлялись и расчет, и желание что – то скрыть?

    Интересные факты
     *Были чрезвычайно частые пожары дворца в самом начале его истории - при почти насильственном переселении аристократии  с юга в новую Северную столицу (Пекин). Ну не хотели люди здесь жить, «на юга» хотели. Некоторых за это желание даже казнить пришлось!).
     *  Последний император Пу И (начало ХХ в) , живя во дворце (уже после революции), догадываясь, что евнухи растаскивают  богатства дворца, решил провезти ревизию оставшегося  и сразу – пожар!

     Внимание!
     Все постройки в Императорском дворце - деревянные, и  горели уже не раз. (Потому  почти все только  XVIII –XIXвв) и Курение строго запрещено!
    Рассчитывайте свои силы, если Вы заядлый курильщик: осмотр-то несколько часов! 

    Пересекли площадь после ворот Умэнь и перед нами самые красивые ворота Императорского дворца
    Ворота Высшей Гармонии.

    Эти ворота – вход в так называемый Внешний Двор-место торжественных официальных приемов, решения государственных дел.

    У входа замерли на страже грозные бронзовые лев и львица. Лев положил лапу на шар – символ священной и вечной императорской власти, а львица – мать на наш взгляд играет с львенком, но мастер изобразил момент кормления! За неимением львов в своей стране (даже в древности) китайцы не знали как действительно происходит кормление. Для них лев был созданием мифическим, что-то вроде единорога. Считалось,  что львицы кормят детенышей через лапу, как и показано.
    За Воротами Высшей гармонии до Зала Высшей гармонии – опять площадь, только еще больше первой.  Вмещает 100 000 человек! Это место проведения важных многолюдных мероприятий, одного из тех, ради которых люди торопятся получить визу в Пекин.

    Что означают и для чего здесь:

    Солнечные часы –  олицетворяют власть императора даже над временем

    Меры зерна - символ  справедливости решения императора при судействе, воздаянии по заслугам.
    Бронзовые:

     Журавль –  символ долголетия, продвижения по службе, в Китае почиталась как святая птица

     Черепаха – символ долголетия, силы, выносливости и постоянства
    Вдвоем черепаха и журавль - пожелание долголетия.
    Здесь они служили сосудами для благовоний.

    Обратите внимание как на террасе художественно решена проблема водосливов – в виде голов дракона

    Зал  Высшей гармонии – самый большой зал дворца.


    Главный тронный зал.

    В этом зале  проходили самые важные церемонии империи. Чиновники стояли строго определенно: гражданские  – с восточной стороны трона, военные -  с западной. Трон назывался троном Дракона. Ведь дракон - символ императора. Повсюду и в орнаменте изображения дракона. Один дракон находится над троном. В зубах он держит «жемчужину» - шар из стекла. Считается если на трон взойдет самозванец – жемчужина упадет ему на голову и убьет.
    *Обратите внимание на «золотые» плиты из которых сделан пол зала. Вид их необычен как и необычен был  способ их получения. Только лучшая в стране глина из города Сучжоу была пригодна для производства плит. Их формировали, сушили. Затем, более четырех месяцев шла непрерывная  температурная обработка. После нее плиты старательно вымачивали в тунговом масле, полировали и тщательно подгоняли друг к другу. Так  возникал пол Зала -крепкий, с красивым таинственным мерцанием. Когда  видишь «золотой» пол Зала Высшей гармонии, невольно поражаешься китайскому мастерству из простых вещей делать произведения искусства.

    Чем больше фигурок на крыше дома, тем значительнее хозяин. Вот у императора их  9 – больше, чем у всех. Число 9 –  священное, очень уважаемое в Китае  потому как звучит похоже на слово «вечность»  А китайцы очень большое значение придавали похоже звучащим словам, считая это добрым знаком. И было официально утверждено: число «9» -это число императора. Только у неба выше – 10. У Зала Высшей гармонии  на крыше целых 12 фигурок. Единственное строение  в Китае!  Крайние фигурки – это «бессмертные», 10  друг за другом между ними- мифические существа. Впереди всех, возглавляя ряд -  дракон и феникс – символы императора и императрицы –  указывают «кто в доме хозяин» (ведь никто кроме них не мог изображать на своих строениях эти символы), а долее существа – обереги от врагов, пожара и других бедствий  и те, которые символизируют правосудие, единство, славу, мудрость, высокую мораль и справедливость.

    Зал  Срединной(или полной)гармонии.

    Отличить: на самой высокой точке крыши находится позолоченный шар.

    Название этого зала отражает древнюю китайскую идею: именно средний путь ведет к полной гармонии. Здесь император отдыхал, общался с детьми, переодевался и, готовился к проведению обрядов т.д.


     В этом зале трон поскромнее, чем в Главном тронном. По обеим сторонам трона стоят фигуры мифического животного Лудуань (с четырьмя лапами и рогом) как символ мудрости и прозорливости императорских решений.





     Зал Сохранения гармонии

    Зал построен так искусно, что при большом внутреннем размере в нем почти нет колон.

    В Зале Сохранения гармонии   проходили легендарные императорские экзамены. Отбор государственных чиновников шел так сказать на конкурсной основе) После экзаменов  самым лучшим пожизненно давалось право выходить через Главный вход в Запретный город - ворота Умэнь.
     Имена людей, успешно выдержавших экзамены на право быть государственным чиновником,  высекались на камне. И эти каменные стелы сохранились до наших дней.
     Императорские экзамены – первые в мире экзамены на занятие государственной должности. Никто точно не может сказать,  с какого года стали проводиться  эти испытания,  но отдельные упоминания о них  есть даже в документах датируемых VII веком. Может быть именно благодаря этой древней традиции  к учению в Китае всегда испытывали большое уважение?
     Императорские экзамены, проводимые во дворце - были чрезвычайно важным мероприятием в Поднебесной. К их сдаче  готовились иногда по несколько лет. Но зато после успешной сдачи – гарантированная должность, обеспеченная жизнь и всеобщее уважение.  
    *Зал использовался и для проведения пиров
    Обратите внимание на спуск вниз  позади Зала Сохранение гармонии. В центре лестницы находиться так называемая  «Плита с девятью драконами, летающими в облаках и играющими с жемчужинами». Она  вырезана из целого куска мрамора весом 250 тонн. Во дворец его доставили  по льду (специально заливались зимой дороги и тянули, тянули канатами) Размер плиты впечатляет: Длина – 16,6 м, ширина 3 м. Плита предназначалась для прохода императорского паланкина.
    Интересный факт.
    Не случайно, что в названии самых значимых строений Императорского дворца присутствует иероглиф "хэ" - гармония. Китайцы считали, что все в мире взаимосвязано и должно находиться в гармонии. Иначе - смута, болезнь, разные неприятности. И этому учению-философии не одна тысяча лет! 

    Ворота Небесной чистоты.

    С них начинается помещения внутреннего двора.

    Здесь тоже два льва, но чуть поменьше, чем перед  Вратами Высшей гармонии. И  ещё отличие - с прижатыми ушами. Это, говорят, означало: женщины не должны вмешиваться в дела управления государством.


    Дворец Небесной чистоты со своим троном.


    В этом павильоне не только жили, но и занимались государственными делами императоры династий Мин и Цин. Принимали иностранных послов.

    Интересна роль, которую играл этот зал в престолонаследовании. В Китае не было правилом наследования престола старшим сыном. И император  сам назначал своим приемником того, кого считал нужным. До самой смерти правителя оставалось тайной кого он  решил оставить вместо себя. А делалось это так: имя наследника император записывал на двух табличках, которые клал в разные шкатулки. Их опечатывали. Одну прятали во Дворце Небесной чистоты, а другую император хранил у себя. После его смерти таблички доставались и имена сверялись. Если они совпадали наследник объявлялся всему народу. Оспаривать волю покойного императора было не принято.
    Эту традицию «поломал» император Цяньлун (1711-1799), годы правления которого 1736-1795гг.
    Для Цяньлуна его Великий дед –император Канси(1662 -1723) был всю жизнь большим авторитетом. И в знак уважения и почтительности к его памяти не хотел Цяньлун править больше. А Канси правил не много-не мало 61 год. Вот и покинул Цяньлун престол на 60 году правления (а взошел на него в 24 года) и еще при жизни отрекся в пользу своего сына. Отречение было обставлено с большой пышностью. Пишут, что в 1796 году Цейлун устроил грандиозный пир в честь пожилых людей (кому за 65), пригласив со всей страны 5000 человек.

     Зал Объединения и мира
    Этот Зал - тронная комната императрицы. Здесь хранились императорские печати. Очень красив потолок зала.

    Дворец Земного спокойствия

     В этом дворце жила императрица, здесь императорская (общая) спальня. Где император в обязательном порядке проводил с императрицей первые  брачные ночи и первую ночь каждого нового года (другие уже по желанию). Кровать была особой конструкции, которая называлась «кан».  Полые кирпичи  подогревалась  с низу теплым воздухом, идущим от  печей. Покрывало кровати – с вышитым иероглифом, который означает «двойное счастье».  Ложе окружено журавлями и черепахами  – китайскими символами долголетия.

    Стена Девяти драконов – Цзюлунби (Jiulongbi)

    Девять разноцветных драконов, играющие жемчужиной над голубыми волнами. 

    Находится на востоке от Дворца Небесной чистоты, перед южными воротами Дворца Безмятежности и Долголетия. Размер этого произведения китайского мастерства довольно значительный – длина 30, а высота -3.5 метров. (еще более высокая - 5 метровая – есть в расположенном рядом с Императорским дворцом парке Бэйхай)  Назначение  этого экрана (стены духов) –  оберегать дворец, отгонять от него злых духов.
    Число «9» у китайцев священное. Дракон – символ  не только императорской власти, а также бдительности и безопасности. Так как каждый из девяти драконов отвечает за свое, то мощь драконьего коллектива – ну  просто безгранична.
    Жемчуг символизирует чистоту помыслов и изысканность. Все вместе – супер благоприятно и надежно.)))

    Драконы разных цветов - белый, пурпурный, желтый (цвет императора) в центре как самый главный. Эта картина - мозаичное панно  под открытым небом сделана из 270 из сделанных по специальной технологии керамических плиток. Их 270. Это тоже неслучайное число. А  китайцы очень суеверны и большое значение придают цифрам.. То, что число 270 делиться и на такие замечательные (для них) цифры как 9,  и  5 – для них очень хороший знак.  Императора иногда называли «Верховный Господином 9 и 5» Если посмотреть повнимательнее, на брюхе одного из белых драконов можно увидеть явный «брак в работе» -вместо плитки – тщательно замаскированный кусочек дерева. С этим связана такая легенда: Мастер трудился над стеной не покладая рук и очень тщательно выполнял свою работу – ведь заказчиком был сам император! .И надо же было такому случиться, что за день. до конца отпущенного срока на работу выпадает и разбивается одна из плиточек! Что было делать? Сделать новую мастер уже не успевал. Казалось, смерть неминуема. Выручила хитрость. Он делает недостающую деталь из дерева и красит под цвет остальным плиткам. Пришедший проверяющий был восхищен качеством работы и подмены не заметил.  

    Колодец Чжэн Фэй
    Находиться в самом северном конце Запретного города, и (на восток) от Императорского сада. (От него надо пройти вдоль северной стены до восточной чуть больше половины). Если вы с гидом или у вас ауди гид или карта Запретного города – они подскажут
    С этим колодцем связана  одна драматическая история. Колодец находиться  в самом дальнем углу Запретного города. История насильственной гибели любимой наложницы императора: Императрица Цы Си, давно желая избавиться от наложницы племянника – императора Гуансюя нашла циничный повод. В 1900году, во время бегства всего двора от  армий иностранных держав, она сказала Чжэн Фэй: «Велика вероятность, что враги настигнут нас и надругаются над женщинами. Почему бы тебе не умереть раньше, не испытав позора?» Несмотря на сопротивление, евнухи задушили девушку и бросили в колодец.

      Ворота Земного спокойствия ведут в императорский сад.



    Императорский сад.


    Небольшой классический китайский сад со старыми деревьями, цветами, беседками, павильонами, причудливыми камнями и водоёмом с золотыми рыбками.
    Обратите внимание на тропинки сада – искусную мозаику из маленьких камушков.  
    Любимое место для фото в Запретном городе Пекина – два старых, более 400 лет (!) «Дерева влюбленных», с крепко сплетенными ветвями.

    Выход из Запретного города

    Ворота Военной доблести  (еще их называют Ворота воинской доблести или Воротами Божественной силы).


    Любопытно:
      *У всех строений Запретного города желтые крыши и красные стены. В древнем Китае – красный цвет – цвет торжественности, богатства, почтения. Красные дворцы начали строить еще 200 лет ДО нашей эры. Желтый цвет – символ наивысшего положения, цвет императора, цвет земли – самого важного первоэлемента.
    Только одно здание не подчиняется общему цветовому решению – здание императорской библиотеки. У него черная крыша. Черный – цвет воды, побеждающей огонь. Черный цвет должен был хранить библиотеку от пожара..

    *Вы заметили, что во многих старых зданиях порог у дверей очень высокий? Это сделано для того, чтобы злые духи не могли проникнуть в жилище.
    *Количество заклепок на воротах говорит о важности хозяина. У императора их 9 (И все равно как считать: по горизонтали, по вертикали и даже по диагонали)
    * Полы основных зданий Запретного города были обогреваемыми: под полом шли горизонтальные трубы, через которые подавался теплый воздух от печей.
    * Печки для обогрева внутри помещения  разрешалось иметь только членам
    императорской семьи
    *Уголь, которым эти печи топились был только отличного качества.
    Он  практически не дымил (а значит, и не портил богатого убранства залов) долго горел и почти не давал запаха. Норма угля строго регламентировалась в зависимости от положения.
    * Кровати в Императорском дворце были необычные. Считай, все спали словно наши крестьяне -на печи. Конструкция кроватей называлась «тан» - состояла из полых кирпичей, подогреваемые снизу теплым воздухом, идущим от специальных печей


             В остальных павильонах различные экспозиции. Различные выставки (фотографий, документов, керамики, бронзы, изделий из нефрита, печатей, оружия, часов, посуды, одежды, муз. инструментов и т.п.).



    По углам стен Императорского дворца находятся угловые башни - их фото часто встречаются в фильмах и когда пишут об Запретном городе. Теперь вы их видели своими глазами. Желая проникнуться настроением Китая, но не имея возможности в ближайшее время в столицу Китая, можно сходить в тематические развлекательные места, адреса Пекин заведений можно узнать на этом же сайте.

    Комментарии

    Регина, г.Самара (11.04.2014)

    безумно интересное повествование, сколько деталей, и даже закономерные размышлизмы автора ("действительно ли пожары были случайны?:)") и т.д. прекрасный материал о прекрасном месте!

    Илья, г.Набережные Челны (11.04.2014)

    в разделе статьи "любопытно" действительно любопытные факты, в частности, о конструкции кирпичных кроватей. и вообще, теплые полы у них еще в те времена были, какой ранний прогресс!!!

    Добавить комментарий