Как «примирить» современный и традиционный китайский стиль? Это мог сделать только гениальный архитектор, понимающий душу древнего Китая.
В 2001 г. Бей Юймин приступил к проекту нового музейного комплекса и в 2006 году музей был построен.
Посмотрите, как знаменитый архитектор справился с задачей, на первый взгляд невыполнимой.
Все павильоны музея (выставочные залы, библиотека, лекционный зал) – бело-серые как цвета старых домиков Сучжоу – белые стены, серо-черная черепица. Крыши выставочных павильонов так устроены, что защищают экспонаты от прямых солнечных лучей, а по стенам бегут причудливые фантастические тени, будто тени прошлого. И все буквально «дышит» светом. Бей соединяет модернизм с традициями китайской архитектуры. Любимый мотив его творчества – стекло – вместо камня. Это он придумал и построил первый в США стеклянный небоскреб в Бостоне. Потом такие здания (где вместо стен – большие окна) стали расти по всей Америке как грибы после дождя.
Может, и здесь начало нового Китая?!
Расположены павильоны так, как на протяжении веков строились китайские усадьбы: сад, а вокруг постройки. И все как единое целое.
Из каждого павильона – милые китайскому сердцу виды: затейливые камни, водоемы, с перекинутыми через них мостиками и беседки… – все, как и положено по классическому содержанию китайского сада. Садов в Музее – десять. Самый большой – почти четверть площади Музея. У него есть свое имя – Шаньшуйюань (Горы и вода). Горы – это камни, вода – рукотворные прудики.
Камни для ландшафта Музея подбирали с особой тщательностью. Посылали фотографии камней главному архитектору Бэй Юймину, который в то время находился в США. Но архитектора все не устраивала фактура камней. Интересно, что камни у Бея сделаны тоже по современной технологии. По традиции, их создание – дело нескольких десятилетий. Бей «сделал» их быстрее. Когда он приехал в Сучжоу, то сам, сильным пламенем огнемета обрабатывал, обжигал, раскалывал камни, чтобы придать местам среза неровный, более темный, дикий «природный» вид.
Всего невысокая стена разделяет Сад Чиновника и Музей. Как символичное напоминание: наше прошлое – рядом.
Вода из древнего источника Сада Чиновника плавно перетекает в колодец Музея.
Как будто это само время течет из Прошлого в Настоящее. Прошлое – источник, питающий Настоящее. Символическая связь времен…
Бэй Юймина остался горд своим творением и назвал его «Любимой дочкой».
Музей Сучжоу – может явиться рождением стиля современного Китая. Для этого ведь есть все предпосылки. Как вы думаете?
Кто знает, может быть, как и сады Сучжоу, которые в своё время были источником подражания, теперь этот новый стиль станет источником вдохновения для китайских архитекторов. Стиль, соединяющий современные технологии и древние решения в архитектуре Китая.
Может, перед нами рождение нового стиля архитектуры Поднебесной.
Справка для любознательных.
Башня Хэнока в Бостоне – самый первый в США небоскреб с полностью стеклянной внешней поверхностью, в которой отражаются облака, соседние здания. К тому же по 100 бальной шкале с эффективностью потребления энергии – 79 баллов.
Среди крупных проектов архитектора, прославивших его имя – в США – восточное крыло Национальной художественной галереи в Вашингтоне и офис Банка Китая в Сянгане (Гонконге).